Тема инновационного образовательного проекта: "Графическая альтернативная и дополнительная коммуникация как средство развития личности ребенка с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития".
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 27.03.2019 № 232 "Об областных инновационных и пилотных площадках".
Графическая альтернативная коммуникация используется в образовательном учреждении как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Графическая альтернативная коммуникация актуальна в классах, в которых обучаются дети с умеренной умственной отсталостью, а также для обучающихся на дому детей с тяжелыми и множественными нарушениями, в случае отсутствия устной речи, и предполагает овладение совершенно иной, коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства - графические изображения.
Прямая ссылка на коллекцию:
https://yadi.sk/d/ATgviHjkqkOsTA
Коллекция упорядочена и имеет следующую иерархическую структуру:
- Базовые карточки - включает графические обозначения слов: «Да», «Нет», «Помоги», «Я хочу» и т.д.
- Расписание - включает графические обозначения названий учебных предметов, а также шаблоны расписаний, бегунки к расписанию, шаблон поощрения (конфета), стрелка, указывающая происходящее в данный день, момент и т.д.
- Шаблоны и инструкции - включает различные варианты обозначений времен года, дней недели, время суток, а также планшет «Сначала-потом», основа «Саморегуляция», шаблон «Я иду на улицу» и т.д.
- Окружающий мир – включает коллекции графических изображений животных, насекомых, птиц, растений, общественных мест и транспорта.
- Гигиена – включает графические пошаговые инструкции гигиенических процедур (мытье рук, чистка зубов, прием душа, поход в туалет и т.д.).
- Питание - включает коллекции графических изображений еды, инструкций поведения в столовой, подогрева пищи и т.д.
- Предметные карточки - графические изображения бытовой техники, мебели, музыкальных инструментов, игрушек, пошаговые инструкции по сбору портфеля.
- Работа по дому - графические изображения бытовых действий (выкручивание белья, мытье пола, посуды, подметание и т.д.).
- Режим дня - разные варианты графических изображений режимов девочки и мальчика, а также шаблоны для вставки картинок, демонстрирующих последовательность действий.
АДК – поможет вам развить навыки общения, улучшить социальную адаптацию и повысить качество жизни детей с ТМНР, а также успешно освоить адаптированную общеобразовательную программу образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (далее – ТМНР).
Альтернативная коммуникация может использоваться как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной, коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства, например графические изображения.
Дополнительная коммуникация востребована детьми с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Также, дополнительная коммуникация облегчает понимание речевых сообщений, помогает детям с ТМНР ориентироваться в пространстве и времени, в соблюдении последовательности действий и т.д.
Графические изображения в коллекции – это цветные и черно-белые карточки, символические черные изображения на белом фоне, на которых изображены предметы, действия, объекты, люди, животные, продукты питания, различные места и др.
На пиктограммах, обозначающих действия, изображены люди, выполняющие действия (мальчик рисует); рука, выполняющая действие (кисточка в руке); предметы и материалы, относящиеся к этому виду деятельности (кисточка, краски) и другие символы (палитра, геометрическая фигура).
Введение карточек должно начинаться с самого простого: «Да», «Нет», «Помоги мне».
Выбор карточек, их количество в повседневном использовании для обучения и общения с ребенком зависит от индивидуальных способностей и особенностей ребенка.
По мере накопления графические символы объединяют в коммуникативные таблицы, папки, которые позволяют ребенку общаться на различные темы. Коммуникативные таблицы (папки) создаются индивидуально с учетом зрительных, двигательных, речевых, интеллектуальных возможностей ребенка и его коммуникативных потребностей. По мере совершенствования навыков общения коммуникативные папки карточки, выражающие пространственные и временные представления могут дополняться. Все символы в папке подписываются для того, чтобы собеседник понимал их значение, а ребенок запоминал графический образ слова.
На этапе введения АДК, повседневного использования, расширения ее границ и на всех прочих этапах, необходимо тесное взаимодействие всех, кто работает с ребенком и тех, кто с ним живет, т.е. родителей (законных представителей). Обеспечение единого подхода к предъявлению средства АДК, расположению, созданию коммуникативной таблицы, книги, доски и прочего, все это требует анализа и обсуждения всеми, без взаимодействия невозможно сформировать доступную ребенку коммуникативную среду.
Единая коллекция в Ростовской области средств графической АДК еще находится на стадии формирования и мы готовы вносить новые изображения в соответствии с запросами родителей и педагогов, использующих данную систему.
Контактный телефон: 8(8639)25-60-56 Домошенко Ксения Юрьевна - заместитель директора по УР ГКОУ РО Волгодонской школы-интерната № 14
Ваши вопросы и предложения можно отправить на E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В 2021 году в рамках работы инновационной площадки:
- Проведено 3 онлайн прямых эфира для родителей, в ходе которых были показаны принципы составления коммуникативных папок и досок для родителей, дети которых обучаются на дому.
- Для 15 обучающихся с ТМНР были составлены графические коммуникативные паспорта, в котором накоплена информация о ребенке, в том числе его ФИО, сведения об адресе проживание и т.д. Использование коммуникативного паспорта для обучающегося с ТМНР является необходимым условием его оптимальной социализации в современном мире.
- 1 сентября 2021 года был открыт еще один класс первого года обучения для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР, в котором оборудована зонированная коммуникативная доска с набором карточек. Ранее такие доски были установлены в классе обучающихся с ТМНР (8 год обучения), в кабинете логопеда, педагога-психолога. Также графические инструкции с последовательностью действий размещены в столовой и санитарных комнатах.
- 10 ноября был проведен прямой эфир для заинтересованных педагогов об организации, и эффективном использовании коммуникативной доски, как в классе, так и в домашних условиях.
- 16 декабря в ГКОУ РО Волгодонской школе-интернате № 14 был проведен вебинар на тему: «Актуальный опыт в обучении и взаимодействии с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии и их семьями», в рамках которого был представлен опыт учителя класса детей с ТМНР (8 год обучения) по работе со средствами графической коммуникации на областном уровне.
- Для родителей, обучающихся с ТМНР в рамках класса, нуждающихся средствах АДК, были организованы занятия «Мостик в мой мир», на которых их познакомили с выработанной и индивидуализированной системой использования средств графической АДК, сформированными папками, планшетами и т.д. для формирования единого подхода к реализации альтернативной коммуникации.
- В сборнике всероссийского педагогического сообщества в декабре 2021 года опубликована работа на тему: «Эффективная графическая альтернативная коммуникация для детей с ТМНР»
- Результаты работы областной инновационной площадки в 2021 году опубликованы на официальном сайте школы-интерната в разделе Деятельность/Инновационная деятельность.
Использование графической альтернативной и дополнительной коммуникации позволяет комплексно развивать в личность ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, что делает работу инновационной площадки востребованной.
Основным показателем положительной динамики результата работы инновационной площадки для нас является повышение предметных и жизненных компетенций обучающихся с ТМНР, а также положительных отзывов их родителей.