ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ГКОУ РО Волгодонская школа-интернат № 14

ГКОУ РО Волгодонская школа-интернат № 14

МЕНЮ
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Коллекция средств графической альтернативной и дополнительной коммуникации

Разъяснения и методические рекомендации

по введению графической альтернативной коммуникации в обучение детей  и лиц старше 18 лет с ТМНР.      

       Альтернативная или дополнительная коммуникация  поможет развить навыки общения, улучшить социальную адаптацию и повысить качество жизни детей с ТМНР, а также успешно освоить адаптированную общеобразовательную программу образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (далее – ТМНР).

         Альтернативная коммуникация может использоваться как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной, коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства, например графические изображения.

     Дополнительная коммуникация востребована детьми с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Также, дополнительная коммуникация облегчает понимание речевых сообщений, помогает детям с ТМНР ориентироваться в пространстве и времени, в соблюдении последовательности действий и т.д.

         Графические изображения в коллекции – это цветные и черно-белые карточки, символические черные изображения на белом фоне, на которых  изображены предметы, действия, объекты, люди, животные, продукты питания,  различные места и др.

       На пиктограммах, обозначающих действия, изображены люди, выполняющие действия (мальчик рисует); рука, выполняющая действие (кисточка в руке); предметы и материалы, относящиеся к этому виду деятельности (кисточка, краски) и другие символы (палитра, геометрическая фигура).

Введение карточек должно начинаться с самого простого: «Да», «Нет», «Помоги мне».

         Выбор карточек, их количество в повседневном использовании для обучения и общения с ребенком зависит от индивидуальных способностей и особенностей ребенка.

         По мере накопления графические символы объединяют в коммуникативные таблицы, папки, которые позволяют ребенку общаться на различные темы. Коммуникативные таблицы (папки) создаются индивидуально с учетом зрительных, двигательных, речевых, интеллектуальных возможностей ребенка и его коммуникативных потребностей. По мере совершенствования навыков общения коммуникативные папки карточки, выражающие пространственные и временные представления могут дополняться. Все символы в папке подписываются для того, чтобы собеседник понимал их значение, а ребенок запоминал графический образ слова.

         При формировании коллекции, были проанализированы коммуникативные системы, такие как PECS, PCS и карточки Гленна Домана. В коллекцию изображений для альтернативной и дополнительной коммуникации, вошли наиболее понятные и простые

Коллекция карточек АДК имеет следующую иерархическую структуру.

         Графические изображения в коллекции – это цветные и черно-белые карточки, символические черные изображения на белом фоне, на которых  изображены предметы, действия, объекты, люди, животные, продукты питания,  различные места и др.

На пиктограммах, обозначающих действия, изображены люди, выполняющие действия (мальчик рисует); рука, выполняющая действие (кисточка в руке); предметы и материалы, относящиеся к этому виду деятельности (кисточка, краски) и другие символы (палитра, геометрическая фигура).

  • Базовые карточки (графические обозначения слов: «Да», «Нет», «Помоги», «Я хочу», «Стоп» и т.д.)

         С этих карточек начинается введение в альтернативную коммуникацию ребенка, их освоение значительно облегчает жизнь и быт родителям и ребенку, а педагогу дает возможность продолжить вводить новые карточки, расширяя коммуникацию обучающегося. Понимание набора черно-белых карточек  из категории «Я хочу», позволяет обучающемуся выражать свои некоторые желания и потребности в данный момент.

  • Расписание (графические обозначения названий учебных предметов, а также шаблоны расписаний, бегунки к расписанию, шаблон поощрения (конфета), стрелка, указывающая происходящее в данный день, момент и т.д.)

         В данном разделе графически изображены названия учебных занятий обучающегося, также его индивидуальных режимных моментов (завтрак, обед, игра, отъезд домой и т.д.). С помощью представленных пиктограмм планируется распорядок учебного дня или недели, устанавливаются правила поведения. Карточки могут быть выстроены в последовательности расписания (режима) обучающегося, для определения этапа, который происходит в данный момент, используется «Стрелка». Последовательно поместить карточки можно на доске с использованием, либо  без основы расписания. Шаблон поощрения «Конфета» делится на три сектора, которые все должны быть заполнены символом «Класс», чтобы получить конфету. Данный шаблон предусмотрен как стимул обучающегося к каким-либо действиям или спокойному поведению.

  • Шаблоны и инструкции

         Из представленных шаблонов и инструкций можно выбирать (вырезать) необходимые действия, затем выстраивать в последовательность, обозначая стрелкой выполняемое в данный момент.  Планшет «Сначала-потом» предполагает вложение только двух карточек с действиями для привыкания обучающегося к последовательностям, состоящим только из двух шагов, также данный шаблон можно использовать в качестве мотивационного, где сначала действие важное, сложное, а затем поощрение (сначала – занятие, а потом конфета, сначала - убрать игрушки, а потом - прогулка).

         Используя шаблон «Что ты делаешь»? ребенок может ответить на вопрос предложением, на пример в первую ячейку поставить свое фото, что будет означать «Я», а во вторую действие, например – «Рисую».

         Шаблон саморегуляции делится на секторы красный желтый и зеленый и позволяет ребенку «сказать»  предложение «Когда я чувствую что… Мне нужно… И тогда я буду…». Передвигая цветные фигуры, ребенок рассказывает о своем состоянии и о том, что ему необходимо. Например «Я устала. Мне нужно полежать. И тогда я буду спокойна».

         Также в разделе «Шаблоны и инструкции» вы найдете карточки различных вариантов обозначений времен года, дней недели, времени суток, инструкции по поведению.

          Окружающий мир в данный раздел вложены графические изображения животных, насекомых, птиц, растений, общественных мест и транспорта.

         Карточки из данного блока могут быть использованы для обучения на различных занятиях с ребенком, в том числе для составления аппликаций.

  • Гигиена (графические пошаговые инструкции мытья рук, чистки зубов, приема душа, похода в туалет и т.д.) Видеоролик выполнение мытья рук по инструкции. Комментарии к видеоролику: соблюдать последовательность действий при мытье рук ребенок учится по подражанию, по образцу, по словесной инструкции или с опорой на изображения (фото, картинки, пиктограммы). Ребенок учится брать мыло и удерживать его под струей воды. Внимание обращается на тщательное растирание  намыленных рук и смывание мыла. Если ребенок не осваивает одну из операций последовательности действий при мытье и вытирании рук, то она разбивается на более мелкие шаги и отрабатывается отдельно. Например, смывание мыла с рук: удержание рук под струей воды, потирание ладони о ладонь, потирание ладонью одной руки по тыльной стороне другой руки.

         Инструкции действий из блока «Гигиена» могут быть расположены в соответствующих содержанию помещениях и помогать ребенку в правильном выполнении заданной последовательности.

  • Питание графические изображения еды, инструкций поведения в столовой, подогрева пищи, инструкция введения новой еды. Пример: использование картинок в качестве дополнительной коммуникации. Кабинет Домоводства в ФРЦ Пскова.
  • Одежда, обозначения предметов (графические изображения бытовой техники, мебели, музыкальных инструментов, игрушек, пошаговые инструкции по сбору портфеля).

         Изображения предметов из данного блока могут быть использованы на различных занятиях. Карточки можно наклеивать на шкафы, где постоянно располагаются те или иные вещи и предметы, чтобы ребенок знал, где ему взять игрушки, книгу, одежду и т.д. Для установки совмещения в сознании предмет-картинка, сначала предъявить предмет, а затем картинку.

  • Работа по дому (графические изображения действий по выкручиванию белья, мытья пола, посуды, подметания и т.д.)
  • Режим дня (разные варианты графических изображений режимов девочки и мальчика, а также шаблоны для вставки картинок, демонстрирующих последовательность действий)
  • .         
© 2024. .